Последние новости:


 02.04.2008

 Открытие официального сайта лицея

  Рейтинг@Mail.ru


Новости История Достижения Творчество Кафедры Квант Выпускники

Психолог А.Д.Танатова.
См. Начало: Родителям лицеистов 7-9 классов «О трудностях подросткового возраста».

CОВЕТЫ ПСИХОЛОГА

 

КАК ИЗБЕЖАТЬ КОНФЛИКТОВ С СОБСТВЕННЫМ РЕБЕНКОМ

  1.  Давайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос и долго удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.
     

  2.  Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Помните: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.
     

  3.  Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда родители и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.
     

  4.  Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров. Чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.
     

  5.  Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.
     

  6.  Будьте тверды и последовательны. Дети – тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от него хорошего поведения.
     

 


 

ПАМЯТКИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

  1. Смотрите на своего ребенка как на самостоятельную личность.
     

  2. Говорите с ним о некоторых планах, касающихся домашнего хозяйства, например, что, купить, что поправить, что сэкономить, чтобы ребенок чувствовал себя членом семейного коллектива.
     

  3. Все время доказывайте своим поведение, что умеете держать слово.
     

  4. Держите себя так, чтобы ребенок не боялся идти к вам с любым вопросом даже тогда, когда чувствует, что вопрос деликатный.
     

  5. Прежде чем пристыдить или наказать ребенка, постарайтесь понять, из каких побуждений он совершил свой поступок.
     

  6. Не обращайтесь с ним все время как с маленьким.
     

  7. Не балуйте и не делайте за него то, что он мог бы делать сам.
     

  8. Используйте в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Мне хорошо с тобой…», «Мне нравится, как ты…», «Ты, конечно, справишься…», «Как хорошо, что ты у нас есть…» ...
     

  9. Чаще вместе проводите свободное время.
     

  10. Поддерживайте успехи ребенка.
     

  11. Конструктивно решайте конфликты.


 

«ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ» - ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. «Почувствуй ребенка». Родителям предлагается почувствовать в повседневном общении с ребенком моменты его различных переживаний и называть их при обращении к ребенку. Например, «Ты огорчен…», «Тебя радует…».
     

  2. «Что нам должны дети?». Заметить, сколько раз во время разговора с ребенком было произнесено слово «должен», попробовать заменить его словом другим, отметить реакцию.
     

  3. «Насколько вы принимаете своего ребенка». В течение 2 – 3 дней подсчитайте, сколько раз вы обратились к ребенку с эмоционально положительными высказываниями (радость, приветствие, одобрение, поддержка) и сколько с отрицательными (упреки, замечания, критика, обвинение и др.). Если число положительных равно числу отрицательных, то с общением все благополучно.
     

  4. «Радостная встреча». Представьте, что встречаете лучшего друга. Как вы показываете, что он дорог вам и близок? Теперь представьте, что это ваш ребенок, который приходит домой из школы, и вы показываете, что рады его видеть. Теперь это надо проделать на самом деле до всех других слов и вопросов. Хорошо бы продолжить эту встречу в том же духе в течение нескольких минут.
     

  5. «Я – сообщение». Попробуйте говорить от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не давайте характеристику ребенку и его поведению.
     

  6. «Ты мне дорог». Обнимайте вашего ребенка не менее четырех раз в день (обычные утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются).

    Неплохо то же делать и по отношению к взрослым членам семьи. Обратите внимание на реакции ребенка, да и на свои собственные.
     


 

СЛОВА И ФРАЗЫ РАЗРУШЕНИЯ:

  •  Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
     
  •  Ты мог бы сделать это намного лучше.
     
  •  Эта идея никогда не сможет быть реализована.
     
  •  Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.
     

 

ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ ПОДДЕРЖАТЬ РЕБЕНКА НЕОБХОДИМО:

  1. Опираться на сильные стороны ребенка.
     
  2. Избегать подчеркивания его промахов.
     
  3. Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
     
  4. Уметь хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
     
  5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, с которыми он может справиться.
     
  6. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
     
  7. Проводить больше времени с ребенком.
     
  8. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
     
  9. Уметь взаимодействовать с ребенком.
     
  10. Позволять ребенку самому решать проблемы там, где это возможно.
     
  11. Избегать дисциплинированных поощрений и наказаний.
     
  12. Принимать индивидуальность ребенка.
     
  13. Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
     
  14. Демонстрировать оптимизм.

 

ПОДДЕРЖИВАТЬ МОЖНО ПОСРЕДСТВОМ:

  • Отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»); высказываний («Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал», «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты делаешь это очень хорошо», «У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?», «Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему»);
     
  • Прикосновений (прикоснуться к плечу, дотронуться до руки, мягко приподнять подбородок ребенка, приблизить свое лицо к его лицу, слегка обнять его);
     
  • Совместных действий, физического соучастия (сидеть, стоять рудом с ребенком, мягко вести его, слушать его, есть вместе с ним);
     
  • Выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
     

Все права защищены ©2008. KAZ 
E-mail: school165@edualmaty.kz