Последние новости:


 02.04.2008

 Открытие официального сайта лицея

  Рейтинг@Mail.ru


Новости История Достижения Творчество Кафедры Квант Выпускники

Психолог А.Д.Танатова.
Родителям лицеистов 7-9 классов «О трудностях подросткового возраста».

     Каждый родитель хотел бы так воспитать своего ребенка, чтобы он стал его надеждой, верой, опорой, счастьем и гордостью. Однако сложное социально-экономическое положение в стране, вытекающая отсюда всеобщая нервозность, а иногда и озлобленность приводит к многочисленным конфликтам между родителями и детьми.
   Детям хочется тепла, ласки, понимания, а родители, пытаясь заработать на хлеб насущный, домой приходят поздно и на общение часто уже не способны. Растет стена непонимания, возникают конфликты. Как следствие – обращение к психологу, к сожалению, уже в момент кризиса, когда налицо развал отношений.
     В воспитании детей очень важно учитывать их возрастные особенности. Самые большие трудности представляет воспитание среднего, подросткового возраста – учащихся 7-8 классов. Подростки вообще требуют особенно много внимания, так как в этом возрасте им порой трудно управлять собой. И этот этап для родителей вдруг становится самым трудным, недаром в народе говорят: «Маленькие детки спать не дают, а с большими сам не заснешь». В связи с этим наш сегодняшний разговор посвящен проблемам воспитания подростков в семье. Выступление носит информационный характер, состоящий из описаний основных особенностей подросткового возраста, причин возникновения конфликтных ситуаций и путей их разрешения.
    Многие дети, вступая в подростковый возраст, разительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в ершистых, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах его возникновения.
    Во-первых, подростковый возраст связан с перестройкой организма ребенка – половым созреванием. Так, например, у современных подростков половое созревание начинается несколько раньше, чем у сверстников прошлых десятилетий. Взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают интенсивное физическое и физиологическое развитие.
     Изменение роста и веса сопровождается изменением пропорций тела. Меняется голос. Этот процесс вызывает нарушение внутреннего равновесия организма подростка, сказывается на поведении: у одних появляется застенчивость, у других, наоборот, развязность. Так, дети с поздним созреванием оказываются в наименее выгодном положении; акселерация создает более благоприятные возможности личностного развития.
     Для мальчиков же сроки их созревания особенно важны. Физически более развитый мальчик сильнее, успешнее в спорте и других видах деятельности, увереннее в отношениях со сверстницами. Он вызывает отношение к себе как к более взрослому. Напротив, к мальчику с поздним созреванием чаще относятся как к ребенку и, тем самым, провоцируют его протест или раздражение. В исследованиях, проведенных американскими психологами, показано, что такие мальчики менее популярны среди сверстников, они часто становятся возбудимыми, суетливыми, излишне разговорчивыми, пытаются привлечь к себе внимание всеми способами, и ведут себя неестественно, у них чаще образуется низкая самооценка и появляется чувство отверженности. Наряду с этим, у подростков активно пробуждается интерес к представителям противоположного пола, к интимным сторонам жизни, что требует особого внимания со стороны всех воспитателей.
     Во-вторых, в связи с быстрым развитием возникают трудности в функционировании сердца, легких, кровоснабжении головного мозга. Поэтому для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонуса. Такие перепады вызывают быструю смену настроения. Бодрость, азарт, радужные планы сменяются на ощущение разбитости, печаль и пассивность. В подростковом возрасте эмоциональный фон становится неровным, нестабильным. Ребенок вынужден приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям происходящими в его организме.
     В-третьих, благодаря перестройке организма, в подростковом возрасте резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я». Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, излишний вес – все расстраивает, а иногда приводит к неврозу.
   В-четвертых, одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность в освобождении от контроля и опеки родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими правил и порядков. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к детям. Сравнивая себя с взрослым, подросток приходит к заключению, что между ним и взрослым никакой разницы нет. Поэтому он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами.
     Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть - учебы. В последнем случае отвергается не только контроль за успеваемостью, временем выполнения домашних заданий и т.п., но зачастую и помощь. Кроме того, появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведения. Подросток с жаром отстаивает их, даже, несмотря на неодобрение окружающих. Поскольку в подростковом возрасте все нестабильно, взгляды могут измениться через пару недель, но защищать противоположную точку зрения ребенок будет столь же эмоционально.
     Таким образом, в 12-14 лет в психологическом развитии многих ребят наступает переломный момент, известный в психологии под названием подросткового кризиса. Внешне это проявляется в грубости и нарочитости поведения подростка, стремлении поступить наперекор желанию и требованию взрослых, игнорировании замечаний, замкнутости и т.п. Подростковый кризис является пиком переходного периода от детства к взрослости, охватывающего подростковый и ранний юношеский возраст. Кризисный характер перехода свидетельствует о том, что у ребенка появились новые потребности, удовлетворение которых серьезно затруднено.
    К 15 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляются тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы «застревать» в положении «обиженного», «непонятого», искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся преодолеть зависимость от взрослых. Порой возникают у них спонтанные агрессивные реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.
     Психологи посвятили много исследований проблемам подросткового возраста. Они доказали, что на жизнь человека сильно влияет чувство самоценности, проще – самооценка. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастает с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно «воспитывают», критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.
     Общий закон здесь очень прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Каждым обращением к подростку – словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием – мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто – именно о нем.
    Ребенку необходимо иметь положительные представления о себе, что является непременным условием счастья, способности к адаптации в изменяющихся социальных условиях. Дети с отрицательной самооценкой склонны чуть ли не в каждом деле находить непреодолимые препятствия. Ситуация экзамена для таких детей оказывается просто непереносимой. Формирование у подростков низкой самооценки может быть двух типов.
     Первый тип. Характерно неверие в свои силы, невысокое представление о себе, с которым ребенок смирился. Складывается тогда, когда родители постоянно указывают на недостатки, устанавливают жесткие требования. Все успехи ребенка объясняют случайностью, а неудачи – неумелостью, неловкостью, глупостью. В результате складывается низкая самооценка.
      Второй тип. Родители имеют высокие притязания, предъявляют много требований, не веря в успех их выполнения. Такие дети тянутся к лидеру, но эта дружба лишь закрепляет низкую самооценку, лишая удовольствия общения со сверстниками.
       Низкая самооценка в подростковом и юношеском возрасте проявляется в следующем:
           - в высказываниях о себе: «У меня это никогда не получится»;
           - в упадническом настроении: «Зачем волноваться, шансов на победу все равно нет»;
           - в нежелании признать свою вину: «Я не виноват, что..»;
           - в отрицательном отношении к школе и к учителям: «Учителя меня не любят»;
           - в низкой мотивации, отказе от попыток добиться какого-то успеха: «Меня это не интересует»;
           - в повышенной чувствительности к критике: «Все против меня».
      Между тем именно родители, как самые близкие для своего ребенка люди, могут влиять на формирование его положительной Я-концепции. В семейном сообществе и ученическом коллективе каждый воспитанник должен стоять в центре внимания. Тогда у каждого растущего человека может сформироваться чувство собственной значимости, которое является основой для становления и развития положительных представлений о самом себе.
      Родителям надо помнить: если ребенок чувствует заботу, любовь родителей, у него складывается ощущение: «Со мной все в порядке». А постоянное недовольство со стороны родителей, наказание, а тем более самонаказание только усугубляет его ощущение неблагополучия и несчастливости. В результате подросток, в конце концов, может прийти к выводу: «Плохой, ну и пусть! И буду плохим!». Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, чувство самоценности. Тем более что сегодня у подростков больше проблем, чем 10 – 15 лет назад. Мудрые родители должны уделять ребенку максимум внимания. По данным социального опроса установлено, что за сутки родители уделяют своему ребенку в среднем - всего 18 минут. Это ли не парадокс?
     Мудрость родителей заключается в том, чтобы сказать себе: «Мой ребенок не виноват в моих жизненных трудностях!» Какие бы времена ни были, какие бы события ни происходили, ребенок – это самая большая ценность. Общение с ним как раз и есть та самая отдушина, та радость, которой так мало в нашей повседневной жизни.
    Сейчас вам предлагается определить особенности стиля, тона, цели общения. Для этого вам необходимо из представленных на слайде аспектов выбрать наиболее доминирующие в вашем общении с ребенком. Какие аспекты общения вы чаще используете в общении с детьми:
       - что надо сделать (указание);
       - обмен информацией;
       - обмен эмоциями;
       - поощрение, психологическая поддержка;
       - угроза наказания.
     Как правило, среди фраз, обращенных родителями к детям, преобладают фразы, содержащие указания, угрозу наказания и обмен информацией. В то время как полноценное общение предполагает равномерное соотношение различных видов общения адекватно ситуации. Особенности стиля нашего общения с детьми – есть результат самой модели семьи.
     Значит, особенности семейных отношений также влияют и на уровень моральной воспитанности ребенка. Существует несколько (4) групп семей.
    В семьях первой группы взаимоотношения между родителями и детьми строятся на взаимном уважении, заботе друг о друге, доброжелательности. Возникающие противоречия не носят затяжного характера и решаются без конфликтов. Такие семьи поддерживают тесную связь со школой, родителями и педагоги действуют сообща. У подростков, воспитывающихся в таких семьях, можно выделить некоторые общие черты: общительность, коллективизм, доброжелательное отношение к окружающим их людям, уважение к старшим.
     Вторая группа семей. Здесь также присутствует согласованность семейных отношений, но, в отличие от I группы, отношение к воспитанию подростков более пассивное. Взаимоотношения между родителями и детьми можно скорее назвать сосуществованием. В таких семьях авторитет родителей невысок. У подростков из семей данной группы наряду с определенными положительными качествами можно отметить и отрицательные: лень, упрямство, лицемерие.
     Третья группа семей. Наиболее характерная их черта – конфликты. В педагогическом плане такие родители несостоятельны, а дети, воспитывающиеся в таких семьях, часто относятся к категории «трудных».
     Четвертая группа семей. Это семьи, в которых никого не интересует внутренний мир ребенка. Их главное правило: «чтоб учился отлично и вел себя прилично». Отношения между родителями и детьми лишены близости, взаимопонимания. И результат такого воспитания – полное неприятие ребенком моральных норм своей семьи.
      Я думаю, все согласятся, что бесконфликтных семей не существует. Но в одних семьях конфликты не только решаются благополучно, не принося вреда «противоборствующим сторонам», но, наоборот, содействуют укреплению взаимопонимания. А в других семьях они превращаются в затяжную «войну», в которой не может быть победителя. Существуют следующие причины конфликтов:
     - Непонимание друг друга и нежелание пойти на компромисс;
     - Чрезмерная забота родителей о ребенке, когда родители придерживаются следующего правила: «Дети созданы только для радости. Взрослыми они еще будут»; в результате в семье вырастает маленький, а затем и большой деспот, привыкший только получать и ничего не отдавать взамен;
    - Разногласия между родителями по вопросам воспитания, когда ребенку приходится лавировать между требованиями отца и матери;
     - Отношение детей с товарищами, которые приносят родителям «лишние хлопоты»;
     - Чрезмерная строгость к ребенку и педагогическая «злопамятность » - частые напоминания о прошлых «грехах» ребенка.
      Чтобы избежать конфликтных ситуаций родителям не следует быть слишком навязчивыми, изо дня в день повторять одно и то же. Детям это надоедает, и они перестают обращать внимание на внушения родителей. Необходимо разнообразить формы подхода к подросткам и не строить все воспитание на одних лишь запретах.
     Некоторые родители иногда забывают, что подростки – это не маленькие дети, и продолжают обращаться к ним в форме безоговорочного приказания. Подростки болезненно переживают это. В ответ на безоговорочные приказания у них часто развивается упрямство, и они стремятся сделать все по-своему.
     Наиболее внимательные родители постоянно следят за развитием своих детей и по мере их роста изменяют методы воздействия на них. Они часто обращаются к ним с просьбой, советуются с ними, обсуждают всякие дела. Такое доверие к подросткам благоприятно влияет на них. Они с большим уважением относятся к родителям и более охотно выполняют их просьбы, советы и указания.
     Следовательно, правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении этих взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам. Для того чтобы разрешить конфликтную ситуацию, родитель должен научиться находить альтернативы. Не следует забывать, что поиск альтернатив отличается от «дачи» советов и указаний типа «Сделай это», «Я думаю, что ты должен…». Такие советы бесполезны:
      - Совет делает ребенка только более зависимым от родителя. Он не способствует тому, чтобы ребенок научился решать проблемы и приобрел независимость.
      - Часто ребенок скептически воспринимает советы взрослого и не любит, когда ему указывают, что и как должны делать.
Напротив, он стремится включиться в обсуждение проблемы. Значит, научить ребенка находить альтернативу означает помочь ему в выборе наилучшего способа действия и принятии им ответственности за выполнение решения.

Этапы поиска альтернативы

     1. Определение противоречия или проблемы, выработка альтернативных решений.
     2. Обдумывание и оценка альтернативных решений.
     3. Выбор альтернативы и реализация решения.
     4. Определение того момента в будущем, когда можно будет оценить прогресс.
Родитель должен быть уверен, что выбранный для поиска альтернативы момент удачен как для него самого, так и для ребенка.
Родитель не должен бояться сказать: «То, что случилось, является проблемой, и я хочу, чтобы ты помог ее решить». Нужно придерживаться следующих целей и правил:
     -    Скажите все как есть.
    -  Избегайте обвинений, которые лишь вынуждают ребенка защищаться и уменьшают шансы на разрешение противоречия.
    - Используя совместные действия родителю следует дать ребенку понять, что они должны объединиться в поиске того решения, при котором никто не будет ущемлен и требует «встречи» ребенка и родителя.
Важно, чтобы ребенок поверил в то, что родитель искренне желает его помощи и с уважением относится к его идеям.
    Стадия поиска и выработки альтернативных решений потребует от ребенка и родителя анализа различных решений. Для того, чтобы начать мозговой штурм, родитель может предложить: «Что именно мы должны проанализировать? Какие у тебя идеи по поводу нашей проблемы? Две головы лучше одной. Я готов держать пари, что у нас с тобой появятся хорошие идеи».
      Для того, чтобы помочь найти решения проблемы, постарайтесь держать в уме следующие ключевые моменты:
     - позвольте ребенку первому предложить свои решения. Вы воспользуйтесь своей возможностью позже;
      - дайте ребенку достаточно времени для обдумывания его предложений;
      - будьте открытыми, избегайте оценок, осуждения или принижения предлагаемых ребенком решений;
    - избегайте высказываний, создающих у ребенка убеждений, что вы не примите ни одного из предлагаемых им решений;
     - поддерживайте ребенка, особенно в тех случаях, когда в поиске альтернатив участвуют несколько детей;
     - занимайтесь «мозговым штурмом» до тех пор, пока не убедитесь, что новых альтернатив больше нет.
    Остальные стадии включают в себя исследование и оценку тех решений, которые, способны разрешить противоречия или проблему. В воображении продумываются все возможные альтернативы, а также последствия принятого решения.
    При этом не стоит думать о том, что мы воспитываем ребенка только тогда, когда с ним разговариваем, или поучаем его. Мы воспитываем его каждый момент нашей жизни, даже тогда, когда нас нет дома. Как мы одеваемся, как мы разговариваем с другими людьми и о других людях, как мы радуемся или печалимся, как мы обращаемся с друзьями и с врагами – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты нашей мысли доходят до него невидимыми путями. А если дома мы грубы и хвастливы…, нам уже не надо думать о воспитании; мы уже воспитываем наших детей, и воспитываем плохо, и никакие самые лучшие советы и методы нам не помогут.
    Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка – его взгляды, его отношение к людям – в огромной степени зависит от того, каким подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок – это зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.
    Таким образом, не стоит забывать о том, что в подростковом возрасте ребенку нужна помощь в становлении личности. Это уважение его интересов, передача ему ответственности за его собственную жизнь, вера в его лучшие качества.
    Следовательно, мы должны понимать ребенка таким, каков он есть, не обращая внимания на его промахи, не преувеличивая значения его неудач. Если этого нет в семье – ребенок уходит на улицу, к таким же неустроенным, как и он сам.
    Существует формула, в которой зашифрованы законы воспитания ребенка в семье. Эта формула является результатом анализа возникновения конфликтных ситуаций, о которых мы с вами говорили раньше.
 

Законы семьи

=

1

+

2

+

3

+

4

Единство требований

Закон  похвалы

Трудовое участие

Разделение благ


1-й закон – единство требований отца и матери, предъявляемых ребенку.
2-й закон – закон значимости похвалы для ребенка.
3-й закон – закон трудового участия каждого члена семьи.
4-й закон – закон разделения в равной мере материальных и моральных благ между взрослыми и детьми.

    Счастье и благополучие детей зависят от степени любви и поддержки, которые они от нас получают. Если эти законы в семье исполняются, если отец и мать оптимисты и друзья своего ребенка, значит, ребенок состоится как личность.

    Таким образом быть родителем - кропотливый, нелегкий труд. Русская пословица говорит: «Не мы на детей походим, а они на нас». «К воспитанию детей следовало бы относиться как к самой важной из земных профессий» (Ю.Рюриков).
 

далее CОВЕТЫ ПСИХОЛОГА...


Все права защищены ©2008. KAZ 
E-mail: school165@edualmaty.kz