Последние новости:


 02.04.2008

 Открытие официального сайта лицея

  Рейтинг@Mail.ru


Друзья мои, прекрасен наш союз!


Настоящий человек - Ильгам Махмутов

 


Наша гордость!


Новости История Достижения Творчество Кафедры Квант Выпускники

 

АССОЦИИРОВАННЫЕ ШКОЛЫ ЮНЕСКО – ИСТОРИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРОДОЛЖАЕТСЯ…

 

       Новый импульс для жизни и активного творческого процесса  Ассоциированных школ ЮНЕСКО был дан  на Республиканском совещании Ассоциированных школ ЮНЕСКО (коротко - АШЮ), которое прошло 27 ноября в Алматы.  Уже давно назрела необходимость в подобной встрече, ведь членство некоторых  школ в ЮНЕСКО в последнее время стало иметь формальный характер. Об этом ранее  на заседании в Астане, говорил  председатель Национальной комиссии РК по делам ЮНЕСКО и ИСЕСКО Имангали Тасмагамбетов. «…И это тем более обидно, что нынешний год проходит под знаком 20-летия вступления Республики Казахстан в ЮНЕСКО!», – отметил И. Тасмагамбетов.  Бывший мер нашего города, встревоженный сложившейся ситуацией,  произвел рокировку кадров,  теперь  Республиканским координатором программ ЮНЕСКО в области образования стал энергичный  Леонид Ким – директор школы «Достар».  

     Проект АШЮ  в мире существует с 1953 года, на сегодняшний день его участниками стали 9000 образовательных учреждений в 180 странах мира, начиная от дошкольных учебных заведений и заканчивая институтами по подготовке преподавателей. В Казахстане АШЮ существует  с 1996 года.  За более  чем 15 летний период,  ассоциация собрала под свое крыло 20 казахстанских школ. Добились членства 13 алматинских школ, две шымкентские, по одной в Астане, Караганде, Уральске, Алматинской и Актюбинской областях.  Сейчас в Алматы количество ассоциированных школ сократилось до семи. В 2000 году получил звание Ассоциированной школы ЮНЕСКО и наш  лицей, тогда  он назывался Технический лицей №165.  Модератором, а во многом и вдохновителем была Светлана Александровна Сушко – ныне заместитель директора по профильному обучению. Она с удовольствием вызвалась рассказать об истории сотрудничества с АШЮ.

 

- Светлана Александровна,  о ЮНЕСКО нам известно,  что эта международная организация которая занимается в основном социальными проблемами, такими как голод, болезни, ущемление  прав женщин и детей, проблемами ликвидации безграмотности, безработицы, сохранения биологического разнообразия и культурного наследия планеты… Расскажите об истории  лицея как Ассоциированной школы ЮНЕСКО. В каких направлениях происходит сотрудничество?

-  В рамках АШЮ наш лицей выбрал два направления – это экология и культурное наследие. Учителя  лицея с большим интересом отнеслись к  возможности совместно со своими учениками заниматься проектной деятельностью. Нас прежде всего интересовали вопросы экологии и первой работой научной стал проект «Городская река». В подготовке данного проекта принимали участие учителя, ребята-старшеклассники. Чтобы обосновать актуальность выбранной темы и действительно помочь реке Алмаатинке, ребята провели социологический опрос, занимались химическими исследованиями, занимались биологическими исследованиями: изучали состав воды, брали интервью у жителей города Алматы, вели съемки – то есть это было интересно для всех!  Когда мы собрали весь этот материал, обобщили его, у нас получился прекрасный проект.  Кроме вопросов экологии нас еще  интересовали вопросы культурного наследия. Наш музыкальный руководитель – интересный, творческий человек – Наталья Владимировна Белоусова, под ее  руководством проводились различные праздники. Учителя кафедры казахского языка всегда по-особенному креативно проводят древний праздник Наурыз. Учителя английского языка проводят интересные  праздники, связанные с культурой, обычаями, традициями англоязычных народов. И как результат такой бурной деятельности стал проект о культурном наследии. Ребята, под руководством  учителя Ирины Ивановны Агашкиной,  создали проект о культурном наследии Казахстана с которым съездили в Испанию, где  представляли наш город Алматы и всю страну.  Это уже было, когда лицей стал Ассоциированной школой ЮНЕСКО, но у истоков, благодаря чему стало возможно это членство,  был проект «Городская река». В 2000 году в Астане  нам вручили сертификат, что мы являемся Ассоциированной школой ЮНЕСКО. Для нас это было очень  ответственно и ребята к этому отнеслись серьезно. Они когда подписывали тетради, не  забывали написать «лицей – Ассоциированная школа ЮНЕСКО».

Мы принимали активное участие в работе всех семинаров. Тогда активная работа проводилась, был обмен мнениями, обмен опытом. Приезжали из Киргизии, Узбекистана –из бывших республик Союза.  Конечно, это большая заслуга Исимбаевой Гульмиры Истайбековны  - тогда начальника Управления образования Алматы  и координатора  Рахимы Дабыловны – директор школы «БЭСТ».

      В АШЮ было много интересных проектов. Один из самых ярких – компьютерное обеспечение школ.  Тогда делались самые первые шаги в компьютеризации, компьютеры только вводились в школьный обиход,  а в Ассоциированных школах ЮНЕСКО уже вовсю  использовались компьютерные технологии, например, проводили видеомосты. В нашем лицее был проведен видеомост с 23-ей школой Астаны,  старшеклассники общались, обменивались опытом, рассказывали  о своей лицейской жизни. Это так интересно для детей!  Впоследствии, у нас активизировалась работа по методу проектов, ребята сами стали активно писать проекты, стали участвовать в соревнованиях научных проектов, занимали призовые  места. Руководителями были наши учителя, которые сами занимались научно-исследовательской работой.  При условии собственной неугасающей научной деятельности не трудно быть руководителем научной работы ученика!

     Хочу вспомнить интересную работу, которую  проводила Елена  Юрьевна Холодова. Под ее руководством Карельский Артем и Пургин Дима написали проект «Об электронном журнале и электронном дневнике». Особо отмечу, это было  около 10 лет назад!  Ученики Елены  Холодовой  разрабатывали то, к чему мы только сейчас подходим. Шли намного впереди своего времени.

- Еще какие учителя нашего лицея стояли у истоков проектной деятельности в рамках АШЮ?

- Это, конечно, Елена Леонидовна Куксенко, Людмила Викторовна Литвинчук, Марина Викторовна Панченко – они занимались проектом «Городская река».  Макпал Абдрахимовна Отарбаева, Нургуль Капезовна Кожахметова, Инна Борисовна Пащенко, Наталья Владимировна Белоусова, Людмила Протасюк, Ирина Старчикова,  вся кафедра Освобожденных классных руководителей.  Вот люди, которые занимались этим.  К нам  даже приезжали и снимали видеофильм о нашей работе, который потом показывали в Париже в штаб-квартире ЮНЕСКО.

- Если подытожить все плюсы от того, что лицей стал Ассоциированной школой ЮНЕСКО.  Что почерпнули, приобрели  лицеисты, учителя, лицей?

- Я считаю, что учиться всегда интересно, в любом возрасте постигать что-то новое, все время идти вперед,  не отставая, а даже иногда опережая время.  Это первое, второе -  обмен опытом,  обогащение  своего интеллектуального, человеческого потенциала. Такой постоянно работающий над собой учитель становится намного интереснее своим ученикам, его урок, его профессионализм возрастает в несколько крат!  Постепенно  определяется группа по интересам из числа Ассоциированных школ ЮНЕСКО. Каждый занимается чем-то новым, затем  мы собираемся и обмениваемся. И ты несешь этот опыт и внедряешь в своем коллективе. Это самые главные  достоинства, я  считаю. Не нужно забывать и об окружающей среде, вопросы  экологии – они сейчас остро  стоят.  И хотя у нас лицей технический и, понятно, что ребята пишут проекты в основном по физике и математике, но другие темы тоже им всегда были интересны, такие как экология  в первую очередь!   Следующая тема – это программа ЮНЕСКО «Образование для всех», в которой впервые принимал участие лицей. Мы тогда познакомились и начали применять и культивировать  в своей педагогической практике такое понятие как «компетентностный подход в образовании», это значит -  не только давать набор знаний, но и показать, как эти знания можно применить в жизни.  Это ведь самое главное. Иногда, признаться, делается такой заметный крен на то, чтобы дать ученику большой набор знаний. А что он потом с ними делать будет, как применит? Это очень важно – показать, где и как можно и нужно применять знания, показать их прикладной характер. Поэтому, самый  главный тезис -  «учись учиться» красной нитью проходит через всю нашу работу и не только в рамках АШЮ.

- Как Вы считаете, с чем связано  затянувшееся затишье работы школ по линии ЮНЕСКО?

- Чтобы работа шла и продвигалась вперед, всегда должен быть кто-то у руля. Все равно  один человек - руководитель должен объединять, направлять и вдохновлять,  составлять план деятельности. Национального координатора не стало, и работа затихла. Никто инициативу не проявлял, и все стало затухать. Но сейчас Национальным координатором стал директор  школы «Достар» Ким Леонид Леонидович и я думаю, что работа, интереснейшая работа, в  рамках АШЮ будет продолжена.

- Как новый виток  развития АШЮ отразится на нашем лицее? Какие у нас планы дальнейшей деятельности в рамках Ассоциированных школ ЮНЕСКО?

- Школа из Чимкента сейчас вышла с инициативой делать большой проект по экологии «Мировая река». Эта тема перекликается с нашим проектом «Городская река». Скорее всего мы будем сотрудничать в этом вопросе и поддержим проект «Мировая река». У нас есть дети, которые занимаются экологией и, безусловно, будем продолжать проектную научную деятельность… Сейчас у нас модератор Татьяна Владимировна Долгирева, она владеет английским языком. Это требование международной организации, где все отчеты, в основном, пишутся на английском языке, а я остаюсь  в проекте как консультант.  Мне и моим коллегам было бы обидно, если бы огромная работа многих людей пропала. Сейчас у нас изъяли сертификат – он висел на почетном месте в кабинете директора  и, если мы продолжим работу, активное творческое сотрудничество, нам сертификат Ассоциированной школы ЮНЕСКО выдадут вновь – я на это очень надеюсь!

-Спасибо за интервью.

Ольга Гребенюк.

 

 

Также читайте на эту тему:  Associated Schools Project Network (ASP Network)

Проект Ассоциированных Школ ЮНЕСКО начат в 1953 году. В нем участвует свыше 6 тысяч школ по всему миру. Эмблема Ассоциированных Школ принята в 1983 году и состоит из следующих элементов:

  земной шар = планета

  голубь = мир

  мальчик и девочка = дружба и солидарность

  книга = образование

  солнце = энергия для обеспечения мира

 

Цели

Проект направлен на мобилизацию школ по всему миру для создания и реализации проектов по укреплению роли образования в культуре мира и терпимости.

Задачи

Ассоциированные школы должны:

  активно способствовать укреплению целей и принципов, принятых в Уставе ЮНЕСКО, как в ходе учебного процесса, так и вне школы;

  развивать концепцию межкультурного обучения. Деятельность школы должна строиться на основе широкого демократического вовлечения педагогов, учащихся и родителей в работу по совершенствованию учебного процесса, повышению качества преподавания, внедрения этических норм и создания дружелюбной атмосферы;

  укреплять и развивать сеть Системы Ассоциированных Школ путем создания партнерских связей между школами-участницами, вовлечения других учебных и исследовательских учреждений, общественных организаций, СМИ и с понсорской поддержки;

  делать основной упор на обучении как жить вместе. Эта работа должна не только предоставлять знания о разнообразии и богатстве различных культур, но и воспитывать понимание того, что прочный и устойчивый мир невозможен без совместных усилий по разрушению барьеров, созданных различием языка религии, национальности, пола, экономической и социальной системы;

  внедрять и развивать новые учебные методики, равно как и новые подходы к технологии образования;

  развивать собственные формы участия в Сети Ассоциированных Школ.

Финансирование

       Самым важным ресурсом Ассоциированных Школ является ее человеческий потенциал: учащиеся, учителя, директора школ, национальные координаторы. Как правило, Ассоциированные школы обходятся собственными средствами для осуществления своей работы. Национальная Комиссия по делам ЮНЕСКО может обратиться в ЮНЕСКО с просьбой о выделении финансовой поддержки из основного бюджета ЮНЕСКО или через Программу участия. В частности, ЮНЕСКО оказывает помощь для проведения учебных семинаров и курсов для учителей; участия школ в экспериментальных проектах ЮНЕСКО; подготовке, переводу и изданию учебных пособий (в рамках проектов ЮНЕСКО).

 

Как войти в Проект Ассоциированных Школ?

      Школы и учреждения, заинтересованные в участии в Системе Ассоциированных Школ должны заполнить специальную анкету-заявку и направить ее в Национальную Комиссию по делам ЮНЕСКО. В анкете-заявке должны быть отражены цели и задачи данной школы в рамках ее предстоящего двухгодичного участия в проекте. Национальная комиссия препровождает заполненную заявку в Отдел Ассоциированных Школ Штаб-квартиры ЮНЕСКО в г. Париже для рассмотрения. После утверждения школы получают сертификат, подписанный Генеральным директором ЮНЕСКО, а сведения о школе заносятся в справочники ЮНЕСКО. Ежегодно школа направляет отчет о своей деятельности Национальному координатору Ассоциированных Школ. В повседневной организации проектом руководят директор школы и координатор (из числа преподавательского состава). В зависимости от масштаба проекта в него могут входить группы учащихся из разных классов (под руководством учителей) или целые классы. Желательно, чтобы по каждому направлению была сформирована целевая группа, в которую могли бы входить учителя (по профильным предметам), учащиеся, а также представители внешкольных учреждений, участвующих в проекте.

 

Языки Проекта

Деятельность школ ведется на традиционных для них языках. Однако материалы, которые запрашиваются в ЮНЕСКО и информация (в том числе отчеты), которую направляют участвующие школы, должна быть на одном из следующих языков: английский, французский, испанский и арабский.

 

Основные направления деятельности Ассоциированных Школ

В проекте Ассоциированных Школ определены четыре главных темы, в рамках которых каждая школа может выбрать для себя одно или несколько направлений. Лучше всего планировать работу в соответствии с темами Международного года или Международного десятилетия (провозглашенных ООН или ЮНЕСКО), а также приурочивать основные мероприятия к Международным дням.

  1. Глобальные вызовы и деятельность ООН по их решению
    Из списка глобальных проблем (мир, голод, болезни, безработица, неграмотность, загрязнение окружающей среды, культура меньшинств, народонаселение и пр.) выберите одну и изучите ее проявления на местном, национальном и международном уровнях. Что делает для решения этой проблемы ООН (или ее специализированные учреждения) и что планируется сделать в будущем? Проведите дебаты, как эта проблема отражается на вас и что можно сделать для ее решения.
  2. Права человека, демократия и терпимость
    В качестве отправной точки школы часто выбирают изучение «Всеобщей декларации прав человека», «Декларации прав ребенка», «Конвенции по правам ребенка», или деятельность в рамках программы ЮНЕСКО «на пути к культуре мира».
  3. Изучение взаимодействия культур
    Здесь открывается большое поле для деятельности в плане межнационального взаимодействия и взаимодействия культур; изучение обычаев и традиций, а также формирование современного мировоззрения на основе духовной связи поколений. Можно организовать сравнительные выставки и фестиваля совместно с зарубежными школами. Деятельность ЮНЕСКО по сохранению всемирного наследия можно сравнить с работой на местном и национальном уровне.
  4. Проблемы окружающей среды
    Это направление позволяет изучить международную деятельность в области сохранения природного наследия и окружающей среды и соотнести ее с решением проблем на местном уровне. Исследования могут вестись в области загрязнения почвы, воды и атмосферы, изучения источников энергии, сохранения редких видов живых существ. Могут организовываться экскурсии на природу, посещение заповедников, участие в акциях по защите окружающей среды и летние молодежные лагеря.

 

Информация о работе проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в Республике Казахстан

Школы Казахстана присоединились к проекту «Ассоциированные школы ЮНЕСКО» в 1996 году.  В сентябре 2000 года Национальной комиссией Республике Казахстан по делам ЮНЕСКО было принято Положение о сети Ассоциированных школ ЮНЕСКО в Республике Казахстан, что позволит повысить эффективность работы Ассоциированных школ по реализации принципов ЮНЕСКО и внедрению новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса.
В 2000 году Советом Ассоциированных школ было издано учебное пособие для учащихся старших классов по культуре мира «Мир и терпимость в нашем доме» на казахском и русском языках. Данное пособие является первым опытом по обучению культуре мира в школах Центральной Азии, и призвано помочь учащимся в изучении документов ООН и ЮНЕСКО.
В 2000-2001 году Ассоциированные школы приняли активное участие в Международном проекте «Манифест 2000 года. За культуру мира и ненасилия». В школах проводились специальные мероприятия по разъяснению содержания Манифеста и его подписанию.
Советом Ассоциированных школ совместно с Общественным молодежным движением «Лидер XXI века», Агентством «Хабар» 1 июня 2001 года была проведена акция, посвященная Дню защиты детей. В ходе акции более 3000 школьников подписали Обращение детей Казахстана к мировой общественности. Обращение было передано присутствовавшим на данном мероприятии руководителям представительств ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ для дальнейшего препровождения в ООН.
В 2000 — 2001 году наметились следующие общие тенденции:

  Повысился интерес к вопросам профессионального роста и повышения квалификации учителей Ассоциированных школ, поскольку новые подходы к образованию в третьем тысячелетии в первую очередь требуют новых знаний в области организации и проведения уроков и внеклассной работы, создания новых современных учебников и учебно-методических пособий. В этой связи показателен пример Учебно-методического центра по изучению Всемирного наследия «Мурагер», созданного в 1999 году по инициативе учителей школы «БЭСТ». В нынешнем учебном году Центр фактически выполнял функции межшкольного центра повышения квалификации учителей казахского, русского языков и литературы. При этом следует отметить, что еженедельные занятия посещали не только преподаватели из Ассоциированных школ, но и большого количества школ, не работающих в проекте. В настоящее время многие школы изъявляют желание присоединиться к проекту АШЮ.

  В ходе рабочих встреч директоров АШЮ г. Алматы выявился интерес к формированию новых концептуальных подходов к среднему образованию. Сегодня многие Ассоциированные школы заинтересованы во внедрении в педагогический процесс новых методик и технологий ЮНЕСКО, но при этом необходимо отказаться от рамок обязательного стандартного понимания учебного плана. Назрела необходимость проведения экспериментальной работы в области совершенствования учебных планов средних школ с целью обеспечения реального вхождения казахстанского образования в международное образовательное пространство.

 

 


Все права защищены ©2008. KAZ 
E-mail: school165@edualmaty.kz